Внедрение бережливых технологий в амбулаторной сети в 2021 году
Лянторская городская больница» продолжает внедрять бережливые технологии в свою работу. Напоминаем, что одним из ключевых параметров для анализа эффективности применения бережливого производства в здравоохранении являются: время пребывания пациента в поликлинике, продолжительность ожидания в регистратуре, приема врача и манипуляций.
В начале 2021 года в ходе экспресс-диагностики были определены проблемы в деятельности амбулаторно-поликлинической службы. Далее в ходе опроса были выявлены самые критичные для пациентов проблемы (длительное ожидание, низкая приверженность к профилактическим мероприятиям, отсутствие взаимодействия между разными структурными подразделениями и т.п.) и определены процессы, где они чаще всего встречаются. Такими процессами стали:
- «Профилактический прием»
- «Лечебно-диагностический прием врача»
- «Лекарственное обеспечение»
- «Вакцинация»
Они и были выбраны в качестве проектов по улучшению.
Исходя из проблематики проектов были определены цели:
- Сокращение времени пребывания пациента в поликлиниках.
- Повышение удовлетворенности пациентов.
- Доведение целевых показателей по вакцинации и диспансерному наблюдению до нормативов.
Нами были поставлены задачи:
- Сокращение количества посещений детей в поликлинику для прохождения профилактического медицинского осмотра.
- Сокращение количества посещений при прохождении ДОГВН женщинами в возрасте 40 лет и старше.
- Доведение процента вакцинации населения в Сытоминской врачебной амбулатории до целевого показателя 95% к сетевому плану.
- Сокращение очереди у кабинета врача – педиатра.
- Сокращение времени ожидания пациентом рецептов на льготные препараты, оформленных через ВК, до 1 дня.
- Доведение охвата диспансерным наблюдением жителей с. Сытомино до 75% по состоянию.
Для достижения поставленных целей были сформированы: планы проектов, команды проектов, оформлены места рабочих встреч. По выявленным проблемам в каждом процессе были разработаны мероприятия по улучшениям.
Самое замечательное, что удалось сделать – избавиться от хождений пациентов между кабинетами и неоднократными походами в поликлинику:
Пациент получает льготный лекарственный препарат непосредственно в аптеке по СНИЛС, минуя повторное посещение поликлиники для получения бумажного льготного рецепта.
Рабочие места врачей-педиатров оборудованы внутренней телефонной связью, организованы по системе «5С. Равномерно распределена нагрузка между врачом и медицинской сестрой. Разработана стандартная операционная карта для медсестры.
В Сытоминской врачебной амбулатории выделено отдельное время для приема диспансерных пациентов. Кабинет фельдшера оборудован ЭКГ-аппаратом. Для информирования пациентов используются социальные сети и группы в мессенжерах. Медицинские работники обучены работать в разных блоках «МИС – Югра».
Приятным бонусом в реализации проекта по лекарственному обеспечению стало сокращение финансовых затрат на бумагу
В тоже время, проведенная работа в проектах по улучшениям показывает, что внедрение бережливых технологий может приводить к непониманию со стороны персонала, возникновению конфликтных ситуаций. Часть сотрудников высказывают мнение, что нововведения подразумевают дополнительную нагрузку, что приводит к профессиональному выгоранию и снижению качества профессиональной деятельности. То есть, персонал не всегда готов отказаться от прежних методов работы.
Реализации проектов мешает как низкая информированность, так и низкая заинтересованность внедрения нового в рабочий процесс, что повышает риски и конфликты на рабочем месте. Имеет значение и то, что сотрудники более зрелого возраста не всегда справляются с возросшим объемом информации и увеличением числа автоматизированных процессов. В решении данных изъянов важны два направления:
- Направление «Культура»:
Проведено обучение рабочей группы с практическим применением инструментов Бережливого подхода. 41 сотрудник обучен «Бережливому производству», из них 35 только в текущем году. 19 человек продолжают обучение по бережливым технологиям в здравоохранении.
Проведено обучение участников проектов по улучшениям навыкам клиенториентированного подхода.
- Направление «Система»:
С целью мониторинга показателей процессов и оперативного реагирования на возникающие проблемы были внедрены типовые бланки подачи проблем и предложений по улучшению.