Паллиативная помощь
Паллиативная помощь – активная, всеобъемлющая помощь пациенту, страдающему заболеванием, которое не поддается излечению. Главной задачей паллиативной помощи является купирование боли и других симптомов, а также решение социальных, психологических и духовных проблем.
Оказание паллиативной помощи в России регулируется приказом Минздрава № 187н, «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».
Цели и задачи паллиативной помощи:
- адекватное обезболивание и купирование других тяжелых симптомов заболевания;
- психологическая поддержка больного и его родственников, ухаживающих за ним;
- выработка отношения к смерти как к закономерному этапу жизненного пути человека;
- решение социально-юридических и этических вопросов, которые возникают в связи с тяжелой болезнью и приближением смерти человека.
Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Амбулаторное лечение
Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается в кабинетах паллиативной медицинской помощи и выездными патронажными службами, созданными в медицинских организациях (в том числе, в хосписах). Люди могут посещать лечебные учреждения, но чаще врачи сами выезжают на дом к пациентам (в основном, для обезболивающих манипуляций). Эта услуга должна осуществляться бесплатно. Помимо медицинских процедур, амбулаторная помощь состоит в обучении родственников навыкам ухода за тяжелобольными в домашних условиях. Также в амбулаторную помощь входит выдача рецептов на наркотические и психотропные средства, направление больного в стационар, психологическая и социальная помощь его родственникам.
Стационарное лечение
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в отделениях паллиативной медицинской помощи, отделениях сестринского ухода медицинских организаций, хосписах и домах (больницах) сестринского ухода. Основные показания для госпитализации пациентов в отделение: выраженный болевой синдром, не поддающийся лечению в амбулаторных условиях, в том числе, на дому; тяжелые проявления заболеваний, требующие симптоматического лечения под наблюдением врача в стационарных условиях; необходимость проведения дезинтоксикационной терапии; подбор схемы терапии для продолжения лечения на дому; необходимость проведения медицинских вмешательств, осуществление которых невозможно в амбулаторных условиях, в том числе, на дому (выполнений пункций, установка стентов, дренажей, применение методов регионарной анестезии и прочее).
В отделении создаются условия, обеспечивающие возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и/ или находящихся в медицинской организации.
Направление пациентов, за исключением больных злокачественными новообразованиями, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации, в которой проводится наблюдение и лечение пациента.
При направлении пациента в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную медицинскую помощь, оформляется выписка из медицинской карты пациента, с указанием диагноза, результатов клинических, лабораторных и инструментальных исследований, рекомендаций по диагностике и лечению, иным медицинским мероприятиям.
Для пациентов с онкологическими заболеваниями направление выдает врач-онколог либо участковый терапевт или врач общей практики (семейный врач) при наличии заключения врача-онколога об инкурабельности (неизлечимости) заболевания и необходимости проведения симптоматического и обезболивающего лечения.
Список телефонов «горячих линий» по вопросам обезболивания и оказания паллиативной медицинской помощи
Консультирование граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения населения автономного округа — телефон «Горячей линии по вопросам льготного лекарственного обеспечения» КУ «Центр лекарственного мониторинга» |
Контактные телефоны:
8(3462) 35-54-61 — по будням с 09.00 до 17.00.
8(3462) 35-54-84 — по будням с 09.00 до 17.00. |
Консультирование граждан по вопросам здравоохранения производится по телефону Контакт-центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» |
Контактный телефон: 8 (800) 100-86-03 — круглосуточно |
«Горячая линия» по вопросам обезболивания Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры |
Контактные телефоны: 8 800 100 86 03 — с 09:00 до 18:00
единый телефон 112 — круглосуточно |
Информацию о проблемах с получением анальгетиков направлять в интернет–приемную Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры |
obg@miacugra.ru |
Единая круглосуточная горячая линия Росздравнадзора для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов |
Контактный телефон: 8 800 500 18 35 — бесплатно, круглосуточно |
БУ Лянторская городская больница |
Петров Вадим Палладиевич: 8(34638)22403
Трифанова Лариса Владимировна: 8(34638)22245 |
Памятка для граждан по обезболиванию
Право на обезболивание гарантировано гражданину законом.
Пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что пациент имеет право на «облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами».
Любой пациент с болевым синдромом, вне зависимости от диагноза, имеет право на получение обезболивающих лекарственных препаратов.
Эффективное обезболивание можно и нужно получать не только при нахождении в стационаре или хосписе, но и при лечении на дому. В последнее время в законодательстве произошли важные изменения, существенно упростившие выписку, назначение и получение обезболивающих препаратов.
Главные изменения, которые нужно знать пациенту или его законному представителю:
— рецепт на наркотический лекарственный препарат, купирующий болевой синдром, может быть выдан пациенту любым участковым врачом;
— врач обязан выписать повторный рецепт на обезболивающий лекарственный препарат без возврата ранее выданных и использованных упаковок, ампул, трансдермальных систем;
— срок действия рецепта на получение в аптеке наркотического лекарственного препарата, купирующего болевой синдром, увеличен с 5 до 15 дней;
— рецепт на наркотический обезболивающий препарат может получить как сам пациент, так и его законный представитель (родственник). При получении рецепта родственником в амбулаторной карте пациента и рецепте делается специальная отметка. Чтобы доказать врачу факт родственной связи достаточно иметь паспорт или иные документы это подтверждающие;
— пациентам, нуждающимся в длительном лечении болевого синдрома, доза выдачи наркотических лекарственных препаратов для его купирования может быть увеличена в 2 раза.
Порядок действий граждан при возникновении проблем по вопросам проведения обезболивания в ХМАО – Югре
Если у вас возникли трудности при назначении обезболивающего, получении паллиативной помощи или вы недовольны ее качеством, обратитесь к заведующему отделением больницы или поликлиники, главному врачу с письменным обращением и получите письменное заключение (в том числе в случае отказа).
Если проблема не решена, звоните по телефонам «горячей линии» Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 8 800 100 86 03 (с 09:00 до 18:00) или единый телефон 112 (круглосуточно).
Также пациенты или их родственники, столкнувшиеся с проблемами получения обезболивающих препаратов и паллиативной медицинской помощи, могут написать обращение в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры obg@miacugra.ru.