Актуальные вопросы прохождения медико-социальной экспертизы
Актуальные вопросы прохождения медико-социальной экспертизы.
Нужно ли лично присутствовать на освидетельствовании?
С 1 июля 2022 года действует новый порядок прохождения медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом».
В настоящее время можно выбрать очное или заочное прохождение процедуры ещё на этапе оформления направления на МСЭ в медицинской организации. Далее бюро МСЭ рассматривает документы и определяет форму проведения с учетом пожеланий гражданина. Но в нескольких случаях МСЭ будет проводиться только очно, независимо от вашего выбора:
- если есть несоответствие между данными медицинских исследований и заключениями врачей, направивших гражданина на медико-социальную экспертизу,
- если необходимо обследование с помощью специального диагностического оборудования,
- если пациент проживает в организации социального обслуживания (интернате),
- при необходимости актуализации (разработки новой) индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида и устранения технических ошибок.
Только в очном порядке проводится освидетельствование лиц с последствиями трудовых увечий и профессиональных заболеваний с целью установления им степени утраты профессиональной трудоспособности и разработки программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Может ли гражданин самостоятельно пройти освидетельствование в случае отказа в направлении на МСЭ?
Направление на МСЭ оформляет только медицинская организация в соответствии с решением врачебной комиссии, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
При отказе в направлении на МСЭ медицинская организация выдаст заключение врачебной комиссии, на основании которого можно подать жалобу на такое решение медицинской организации в органы Росздравнадзора, либо в адрес учредителя медицинской организации.
Таким образом, самостоятельное обращение в бюро МСЭ для прохождения освидетельствования в случае отказа в направлении на МСЭ не предусмотрено.
В каких случаях не требуется направление на МСЭ?
Направление на медико-социальную экспертизу не потребуется:
- при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида, уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду или ребенку-инвалиду,
- в целях выдачи дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах,
- для выдачи новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина или в иных целях, установленных законодательством РФ.
В таких случаях МСЭ проводится в бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) по заявлению гражданина (его представителя) поданному на бумажном носителе или в электронном виде с использованием личного кабинета портала Госуслуг.
Как изменить фамилию в справке МСЭ в случае изменения персональных данных?
Если изменились фамилия, имя, отчество или дата рождения, необходимо получить новую справку об инвалидности. Для этого нужно подать заявление в бюро МСЭ по месту жительства. При этом проходить повторное освидетельствование не требуется.
Новая справка об инвалидности может быть выдана на руки при личном посещении бюро МСЭ, либо может быть отправлена на домашний адрес заказной почтой, при подаче заявления через портал Госуслуг.
Что делать, если утеряна справка об инвалидности?
В случае утраты (порчи) ранее выданной справки об инвалидности вам (либо законному представителю) необходимо обратиться с заявлением в ближайшее бюро МСЭ для получения дубликата справки. В заявлении указываются обстоятельства утраты (порчи) справки и место ее выдачи. Проходить повторное освидетельствование не требуется.
Выдают дубликат справки как при личном посещении бюро МСЭ, так и могут отправить заказной почтой на домашний адрес при подаче заявления в электронном виде через портал Госуслуг.
Как обжаловать решение бюро МСЭ/главного бюро МСЭ?
Согласно действующему законодательству гражданин может обжаловать решение бюро МСЭ в месячный срок со дня его получения в главное бюро МСЭ (г. Ханты-Мансийск).
Заявление подаётся в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде через портал Госуслуг.
В случае несогласия с решением главного бюро МСЭ гражданин может также обжаловать решение в месячный срок со дня его получения на основании заявления в другом экспертном составе главного бюро МСЭ (по решению руководителя главного бюро) либо в Федеральном бюро (г. Москва).
В случае возникновения вопросов по организации и проведению медико-социальной экспертизы можно обратиться по телефону в бюро № 6 — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре» Минтруда России:
- 628310, ХМАО- Югра, г. Нефтеюганск, 12-й мкр, д. 24
- тел. +7(346)730-16-42 доб. 206
- е-mail: buro6@86.gbmse.ru;
Руководитель бюро МСЭ № 6 Юрий Иванович Ульянов